Рабочие места, подлежащие оценке
Итак, согласно нормативам действующего законодательства в большей части ситуаций проводить спецоценку нужно на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии. Для координации таких работ перед началом работ по СОУТ в компании создается специальная комиссия из числа работников предприятия – например, инженеров по охране труда, представителей профсоюзной организации и т.д. Одной из ее важнейших задач становится составление общего списка рабочих мест, где будет проводиться спецоценка: его затем передадут компании-исполнителю, которая будет выполнять замеры и другие требуемые работы на этих позициях. Такой список составляется на основании штатного расписания предприятия и обязан полностью ему соответствовать: при выявлении несовпадений при проведении проверки со стороны Государственной инспекции труда компании могут грозить серьезные санкции.
Корректное составление такого списка с указанием основных характеристик рабочих мест становится особенно важным с учетом правил, установленных статьей 16 426-ФЗ. Если на предприятии действуют полностью аналогичные позиции, то проводить СОУТ разрешается только на 20% из них: результаты такой работы будут экстраполированы на остальные позиции. Однако при таких обстоятельствах исключительно важно соблюсти два условия:
- позиции должны быть совершенно аналогичны, то есть иметь одинаковые характеристики микроклимата, инженерные системы, производственное оборудование и проч. Полный список критериев, на основании которых позиции признаются аналогичными, определен статьей 9 426-ФЗ;
- в итоге работы по спецоценке должны быть проведены не меньше чем на двух рабочих местах. Это значит, например, что если на предприятии есть пять аналогичных позиций, СОУТ все равно придется выполнить для двух из них.
Изменения в штатном расписании компании
Из описания законодательных нормативов, приведенных выше, становится ясно, что любая корректировка штатного расписания вызывает необходимость пересмотра результатов СОУТ, даже если срок ее действия еще не закончился. Однако стоит понимать, что характер такого пересмотра будет разным в зависимости от того, какие изменения были внесены в штатное расписание предприятия. Они могут быть следующими:
- организация новых рабочих мест на предприятии;
- корректировка характера должностных обязанностей или других значимых обстоятельств, влияющих на условия труда, в которых работает специалист;
- переименование уже действующих должностей с сохранением характера должностных обязанностей и иных параметров работы, выполняемой сотрудником.
В большей части ситуаций наступление таких обстоятельств потребует выполнения внеочередной оценки, по итогам которой оформляется протокол СОУТ при изменении штатного расписания. Однако в отдельных случаях этого можно избежать. Кроме этого, конечно, штатное расписание может измениться в сторону сокращения раньше действовавших должностей, но такая ситуация не повлечет необходимости организации внеплановой спецоценки для работодателя. Общие правила проведения внеплановой СОУТ определены статьей 17 426-ФЗ.
Организация новых рабочих мест
Часть 1 статьи 17 426-ФЗ не оставляет возможностей иной интерпретации: проводить внеплановую спецоценку при введении новых должностных позиций на предприятии обязательно. При этом согласно части 2 этого же раздела нормативного документа выполнить такую работу нужно в срок, не превышающий 12 месяцев с даты организации новых рабочих мест на предприятии.
Изменение условий труда или должностных обязанностей работника
Статья 17 426-ФЗ содержит длинный список обстоятельств, которые вызывают изменение условий труда работников и служат причиной для организации внеплановой оценки на рабочих местах, где они изменились. Список основных таких причин включает:
- корректировка применяемой технологии производства;
- ввод в эксплуатацию или модернизация действующего оборудования;
- замена состава применяемого сырья или материалов, если это влечет изменение условий труда, то есть вреда, причиняемого этими материалами здоровью работника;
- замена состава или характеристик защитных средств, применяемых на предприятии для минимизации вредоносного воздействия производственных факторов на сотрудников;
- изменение должностных обязанностей работника, сопряженное с наступлением одного или нескольких перечисленных обстоятельств.
В этих обстоятельствах проводить спецоценку на рабочих местах, где произошли такие корректировки, также обязательно.
Изменение названия должности
А вот изменение названия должности, отраженное в штатном расписании, вовсе не всегда влечет за собой необходимость проведения внеочередной СОУТ. Об этом определенно говорит часть 3 статьи 17 426-ФЗ. Если изменения названия должностной позиции не влечет за собой изменения условий труда работников, занимающих эту позицию, проводить внеплановую спецоценку не нужно. Однако если такое изменение названия сопряжено с другими нововведениями, описанными в предыдущем разделе нашего материала, проводить оценку во внеочередном порядке все же придется.
Ясно, что стандартного решения при таких обстоятельствах нет: все зависит от конкретных обстоятельств. Поэтому в соответствии с установленным порядком окончательный вывод по этому вопросу должна сделать комиссия по СОУТ, которая создается в организации перед ее выполнением. Она обязана будет оценить, влечет ли изменение названия должности изменение условий труда работников, и определить, нужно ли проводить внеочередную спецоценку в этой ситуации.
