Нормативная база
Требования обязательной сертификации для производимых или продаваемых товаров могут устанавливаться разными нормативными актами. Это обусловлено тем, что Российская Федерация, с одной стороны, имеет национальное сертификационное законодательство, а с другой – выступает членом Евразийского экономического союза и подчиняется его нормам. В результате правовая база в области обязательной сертификации соответствия состоит из следующих категорий правовых актов:
- технические регламенты Евразийского экономического союза. В ЕАЭС сейчас приняты и действуют более 40 нормативных актов, которые устанавливают требования к качеству отдельных групп товаров. Эти правовые документы получили одинаковую силу во всех государствах, входящих в состав Союза, что позволяет серьезно упростить сопроводительные процедуры, связанные с организацией торгового оборота, - производители, получившие сертификационную документацию, подтверждающую выполнение требований техрегламента, могут продавать свои товары на территории союзного объединения без дополнительных разрешений. Действующие технические регламенты распространяют свое действие на разные группы товаров – от производственного оборудования до детских игрушек и продуктов питания. Еще несколько десятков таких документов находятся на разных стадиях разработки и принятия;
- особые правовые акты, устанавливающие требования об обязательной сертификации для особых групп товаров. Например, постановление Правительства от 25 июня 2009 года N 532 вводит такое условие для отдельных категорий средств связи;
- постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, определяющее список товаров, подлежащих обязательной сертификации согласно нормам национального законодательства. Чаще всего такие продукты проходят оценку соответствия нормам качества с применением стандартов системы ГОСТ. Это постановление дополняет области обязательной сертификации, содержащиеся в техрегламентах Евразийского экономического союза. По мере принятия новых техрегламентов, охватывающих все новые категории важнейших товаров, аналогичные требования выводятся из состава национального законодательства: при таких обстоятельствах производителям остается перейти на международные рельсы обязательной сертификации и проводить проверку своих продуктов по стандартам ЕАЭС.
Сейчас Российская Федерация реализует масштабную программу регуляторной гильотины, предполагающая серьезный пересмотр действующей правовой базы на предмет упразднения устаревших, дублирующихся или избыточных требований. Под ее действие попало и постановление № 982, которое с 1 сентября 2022 года прекратит свое действие. Это, однако, не значит, что обязательная сертификация соответствия на национальном уровне будет полностью упразднена: на текущий момент сертификационное законодательство Евразийского экономического союза еще не достигло того уровня развития, при котором оно охватывало бы все области, требующие государственного контроля. Вместо этого правового документа с 1 сентября 2022 года начнет действовать постановление Правительства от 23.12.2021 N 2425, которое утвердит новый список товаров, для которых предусмотрено проведение обязательной сертификации.
В соответствии с действующими правилами обязательная сертификация услуг не осуществляется – ни по национальному законодательству, ни по стандартам ЕАЭС. Для некоторых типов работ, которые подлежат обязательному государственному контролю, введен особый механизм – лицензирование, порядок которого регулируется федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ.
Цели обязательной сертификации
Главным нормативным актом, который устанавливает принципы государственной политики в области подтверждения соответствия, становится федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, посвященный вопросам технического регулирования. Согласно статье 18 этого правового документа, суть обязательной сертификации в нашей стране характеризуется следующими целями:
- удостоверение соответствия качественных характеристик сертифицируемых товаров действующим государственным требованиям;
- содействие покупателям при выборе оптимальных по своим параметрам товаров и гарантия безопасности приобретателей с учетом риска покупки некачественного, фальсифицированного или даже опасного продукта;
- рост уровня конкурентоспособности товаров, выпускаемых российскими производителями, на внутреннем и международном рынках;
- формирование условия для свободной торговли сертифицированными продуктами на территории нашей страны, а также в рамках международного торгового оборота;
- обеспечение государственного контроля за качественными параметрами продуктов, а также организация легального товарооборота внутри страны.
В дополнение к целям, перечисленным в законодательстве, система обязательной сертификации решает и дополнительные задачи. Например, в их список входят повышение лояльности потребителей к продуктам, прошедшим процедуру обязательной сертификации, а также возможность использования производителями и продавцами сертификационной документации в маркетинговых и рекламных целях.
Формы обязательной сертификации
Федеральный закон № 184-ФЗ, а также сертификационное законодательство Евразийского экономического союза выделяют две основных формы обязательной сертификации товаров:
- сертификация;
- декларирование.
Конкретный вариант, подходящий для данной категории товаров, определяется положениями нормативного акта, под действие которого он подпадает. В целом можно сказать, что сертификация представляет собой более жесткий формат подтверждения соответствия: например, проводить испытания, необходимые для подтверждения качества и безопасности товара, имеют право только уполномоченные сертификационные органы, а сам сертификат, в отличие от декларации, оформляется на защищенном бланке установленного образца – тогда как декларация составляется на обычной белой бумаге формата А4.
В дополнение к перечисленным типам подтверждения соответствия для некоторых товаров могут быть предусмотрены другие варианты – например, санитарно-эпидемиологическое заключение или пожарный сертификат.
Процедура обязательной сертификации
Непременные участники обязательной сертификации – уполномоченные сертификационные органы, которые играют в этой процедуре важную роль. Она состоит в:
- организации и проведении испытаний образцов продукции, предоставленных заявителем, на предмет соответствия установленным государственным требованиям к качеству и безопасности. В рамках испытаний должны применяться откалиброванные средства обязательной сертификации, которые вовремя проходят поверку и другие необходимые процедуры контроля качества выполняемых измерений;
- проверке соответствия полученных результатов испытаний установленным нормативам;
- оформлении необходимой документации по результатам этих процедур. В этот список входят протоколы испытаний, а также сертификаты или декларации, в зависимости от схемы оценки соответствия для конкретного продукта. Сертификаты всегда оформляются уполномоченным центром; декларацию заявитель может оформить и самостоятельно, однако в этом случае аккредитованная организация должна будет зарегистрировать этот документ;
- внесении данных об оформленных документах в Единый реестр сертификационной документации;
- организации необходимых процедур, предусмотренных выбранной схемой сертификации для конкретного продукта после оформления сертификата или декларации. Например, в некоторых случаях для продления срока действия сертификационной документации необходимо проведение регулярного инспекционного контроля производства на предмет соблюдения установленных нормативов.
В дополнение к перечисленным задачам такие центры могут консультировать заявителей относительно процедурных моментов, определять, какие нормативные акты следует применять в конкретной ситуации, и оказывать другие услуги. Стоимость работ уполномоченных центров на законодательном уровне не регулируется, поэтому каждая организация вправе определять ее самостоятельно с учетом необходимой квалификации экспертов, привлекаемых к выполнению работ, характера и сложности используемого оборудования и других факторов.
Кроме этого, такие центры могут организовывать проведение оценки соответствия товаров на добровольной основе в случаях, когда для конкретной позиции не предусмотрено обязательного контроля. Такая возможность прямо предусмотрена нормами федерального закона № 184-ФЗ.