Нормативная база
Ключевым правовым актом, который определяет порядок процедуры сертификации в нашем государстве, становится федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, посвященный вопросам технического регулирования. Он устанавливает общие принципы государственной политики для этой сферы, а также правила, механизмы, нормы и требования к процессу подтверждения соответствия продукта установленным нормативам по качеству и безопасности. Эти нормативы, в свою очередь, вводятся дополнительными нормативными актами. Правовые документы, на основании которых может осуществляться процедура оформления сертификации в нашей стране, разделены на несколько укрупненных категорий:
- технические регламенты Евразийского экономического союза. Российская Федерация с 2010 года выступает в роли полноправного члена ЕАЭС наряду с другими государствами. Внутри этого союзного объединения взят курс на упрощение бюрократических процедур, связанных с организацией взаимного торгового оборота. Важным инструментом такого упрощения становится универсализация требований к качеству и безопасности товаров. Такие требования формулируются особыми правовыми актами, которые получили название технических регламентов. Сейчас их уже принято более 40 – для продуктов питания, транспорта, машин и оборудования, детских игрушек и других значимых категорий товаров. Техрегламенты имеют одинаковую силу во всех странах, входящих в состав ЕАЭС – России, Казахстане, Кыргызстане, Армении и Беларуси. Поэтому производитель или продавец, получивший сертификационный документ, подтверждающий соответствие его товара требованиям конкретного техрегламента, может свободно продаваться на всей территории Союза без дополнительной разрешительной документации;
- список товаров, подлежащих обязательной сертификации на территории Российской Федерации, определенный постановлением Правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Продукты, включенные в этот список, могут проходить оценку соответствия с применением разных нормативных актов – например, национальных техрегламентов или стандартов системы ГОСТ. Но в связи с реализацией программы регуляторной гильотины, которая сейчас реализуется в Российской Федерации и предполагает масштабный пересмотр действующей нормативной базы на предмет упразднения устаревших, избыточных или дублирующихся требований, с 1 сентября 2022 года постановление № 982 будет отменено. Вместо него список товаров, для которых предусмотрена процедура обязательной сертификации, будет устанавливаться постановлением Правительства от 23.12.2021 N 2425;
- специальные правовые акты, устанавливающие требования к качеству и безопасности особых категорий товаров. Например, постановление Правительства от 25 июня 2009 г. N 532 устанавливает такие требования для оборудования связи. Кстати, это постановление, как и постановление № 982, будет отменено с 1 сентября 2022 года – вместо него соответствующие нормы будут вводиться постановлением Правительства от 4 февраля 2022 г. N 113. Если какой-то из перечисленных правовых актов содержит требование об обязательной оценке соответствия конкретного продукта, выполнение такого требования становится безальтернативным: продажа, производство, хранение и другие операции с таким товаром при отсутствии сертификационной документации будут запрещены.
Стоит подчеркнуть, что перечисленные требования касаются только сертификации товаров: обязательная сертификация услуг в Российской Федерации уже как отменена. Но это не значит, что государственный контроль за выполнением социально и экономически значимых работ в нашем государстве полностью отсутствует. Для работы в таких сферах в законодательстве предусмотрен механизм лицензирования.
Этапы процедуры сертификации
Сертификация продуктов представляет собой процедуру, состоящую из последовательности определенных шагов. Участники процедуры сертификации, каждый из которых играет значимую роль в этом процессе, должны строго соблюдать указанную последовательность. При этом процедура подтверждения соответствия по действующему законодательству осуществляется в заявительном порядке.
- Заявитель обращается в сертификационный орган за консультацией относительно порядка сертификации его продукта. Совместно со специалистами сертификационного органа он определяет этапы, сроки, последовательность действий, а также список нормативных актов, на соответствие которым необходимо проверить продукт. Эти параметры фиксируются договором между сторонами.
- Заявитель передает специалистам уполномоченного органа имеющуюся документацию, подтверждающую качество и безопасность товара, а также образцы продукта для выполнения необходимых испытаний. На этом этапе исключительно важно уделить внимание тщательному подбору материала для анализа, предоставив в испытательную лабораторию достаточное количество образцов для исследований и проследив за тем, чтобы у них были в порядке сроки годности.
- Специалисты аккредитованного органа организуют необходимые исследования и экспертизы в условиях испытательной лаборатории с применением утвержденных методик и измерительного оборудования, прошедшего поверку и калибровку. Результаты испытаний оформляются протоколами установленного образца.
- Эксперты уполномоченной организации анализируют результат процедуры сертификации соответствия и проверяют, соответствуют ли параметры продукта, подтвержденные в ходе испытаний, установленным законодательством требованиям.
- Если такое соответствие обнаружено, сотрудники уполномоченного органа оформляют на товар подтверждающие документы и передают их заявителю.
- Также специалисты сертификационной организации вносят сведения о выданной документации в Единый реестр сертификатов и деклараций соответствия, опубликованный на сайте Росаккредитации.
Эта информационная база опубликована на сайте ведомства в открытом доступе, чтобы любое заинтересованное лицо, которое рассматривает возможность покупки конкретного товара, могло проверить, есть ли у него необходимая сертификационная документация, подтверждающая соответствие нормам качества и безопасности.
Органы, занимающиеся сертификацией
Условия процедуры сертификации, установленные на законодательном уровне, определяют, что проверку соответствия продукта установленным требованиям проводят не государственные, а уполномоченные коммерческие сертификационные органы, в установленном порядке прошедшие процедуру аккредитации. Убедиться, что сертификационный центр, куда планирует обратиться заявитель, имеет право предоставлять такие услуги, можно, посетив портал Росаккредитации: здесь есть реестр аккредитованных лиц, уполномоченных проводить проверку товаров.
Поскольку оценка соответствия не принадлежит к категории государственных услуг, ее стоимость действующим законодательством не урегулирована. Каждый сертификационный орган вправе устанавливать цену своих услуг самостоятельно – с учетом квалификации экспертов, которых приходится привлекать к проверке товара, сложности оборудования, используемого для организации испытаний, и других параметров. Процедуру сертификации оплачивает заявитель: он может выбрать из предложений, имеющихся на рынке, то, которое лучше других подходит ему по цене – при условии, что этот сертификационный центр внесен в реестр Росаккредитации.
Виды сертификации
Товары, которые подпадают под действие нормативных актов, перечисленных в разделе «Нормативная база», подлежат обязательной сертификации. Их нельзя производить, продавать или совершать с ними другие операции до прохождения оценки соответствия. Однако если товар не входит в этот список, производитель или продавец может организовать для них процедуру сертификации по собственной инициативе – например, чтобы подтвердить высокое качество или особый потребительские свойства продукта. Процедура добровольной сертификации реализуется по тому же алгоритму, что и процесс обязательной оценки соответствия, - с той разницей, что критерии для такой оценки заявитель выбирает сам. Он может выбрать в этом качестве:
- международную систему качества;
- российскую систему добровольной сертификации;
- стандарт системы ГОСТ;
- другая система критериев, определенная самим заявителем.
Добровольную сертификацию можно организовать не только в отношении товаров, но и в отношении работ: процедура сертификации услуг будет проводиться по тому же сценарию, что и оценка качества продуктов. Однако такой механизм предусмотрен только законодательством Российской Федерации: добровольная оценка соответствия с применением нормативов технических регламентов Евразийского экономического союза не проводится.
Формы сертификации
Действующее сертификационное законодательство России и ЕАЭС предполагает две основные формы оценки соответствия:
- сертификация;
- декларирование.
Механизм сертификации несколько более жесток: например, эта схема процедуры сертификации предполагает, что испытания образцов продукта может проводить только уполномоченный сертификационный орган, тогда как при декларировании это может делать и заявитель. Другое послабление при оформлении декларации состоит в том, что ее может составлять сам продавец или производитель товара на просто листе белой бумаги формата А4; а сертификат оформляется специалистами сертификационного органа на защищенном бланке установленного образца.
Помимо сертификатов и деклараций, в нормативных актах, посвященных вопросам оценки соответствия, для отдельных категорий товаров предусматриваются и другие виды подтверждающей документации. Например, для специализированных продуктов питания, товаров для младенцев и некоторых других категорий оформляется свидетельство о государственной регистрации. Этот формат проверки на соответствие установленным требованиям считается более строгим, поскольку речь идет о социально значимых категориях товаров. Поэтому организацией испытаний и принятием решения о соответствии в этой ситуации занимаются не коммерческие сертификационные организации, а государственный орган – Роспотребнадзор. Конкретная форма подтверждения соответствия для данного товара определяется положениями того нормативного документа, по критериям которого проводится сертификация: например, техрегламента Евразийского экономического союза или постановления № 982 (которое вскоре будет заменено на постановление № 2425).
Срок действия
Как и форма подтверждения соответствия, срок действия сертификационной документации будет определяться правилами, установленными в нормативном акте, применяемом при сертификации конкретного типа продукта. Минимальный срок действия сертификата или декларации составляет 1 год, максимальный – 5 лет. Такие сроки применяются, если оценка соответствия выполняется для серийного производства товаров. Для партии продуктов или отдельной товарной единицы предусмотрено упрощение процедуры сертификации в части сроков действия подтверждающей документации: он будет считаться равным сроку службы товара.