Такой порядок распространяется на те категории товаров, которые при нарушении требований к их качеству и безопасности могут причинить вред здоровью приобретателей. Во-первых, это товары, которые вступают в непосредственный контакт с организмом – например, продукты питания, одежда, питьевая вода, парфюмерия и косметика и проч. Во-вторых, это сложные машины и оборудование, которые при сбое в работе или аварии могут стать причиной причинения тяжелого вреда здоровью – например, производственная техника, транспорт и т.д.
В отношении таких категорий товаров в Российской Федерации действует условие об обязательной сертификации. Эта процедура предполагает организацию комплексной проверки товара на соответствие нормативам качества и безопасности, установленным на федеральном уровне. Продукты, прошедшие такую проверку, получают подтверждающий документ – например, сертификат соответствия.
Если товар не подлежит обязательной сертификации, но производитель хотел бы документально подтвердить его высокое качество или особые потребительские свойства, он вправе организовать процедуру сертификации по своей инициативе. При таких обстоятельствах проверка соответствия проводится на добровольных началах.
Нормативная база
Общий порядок организации сертификационных процедур в нашем государстве определяется положениями федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, посвященного вопросам технического регулирования. Этот правовой акт устанавливает правила сертификации, определяет роли вовлеченных лиц и принципы выполнения необходимых процедур. Что до объектов обязательной сертификации, то есть категорий товаров, для которых контроль качества проводится в обязательном порядке, их список может устанавливаться несколькими нормативными актами:
- технические регламенты Евразийского экономического союза. ЕАЭС ведет серьезную работу по упрощению взаимного торгового оборота между странами-участницами, что предполагает унификацию требований к качеству товаров, допускаемых на общий рынок. Такие требования содержатся в особых нормативных актах – технических регламентах. Они составляются отдельно для каждой категории продуктов – например, детских игрушек, продуктов питания, производственного оборудования и проч. На текущий момент ЕАЭС уже принял более 40 техрегламентов, и работа по их принятию продолжается. Изготовитель или продавец, который получил сертификационный документ, подтверждающий соответствие товара требованиям техрегламента, имеет право продавать свой продукт на всей территории Евразийского экономического союза без дополнительных разрешительных документов;
- постановление Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982. Это постановление содержит список товаров, которые подлежат обязательной сертификации в Российской Федерации. Она производится с применением стандартов системы ГОСТ. Этот правовой акт с 1 сентября 2022 года будет упразднен на основании проекта регуляторной гильотины, который предполагает масштабный пересмотр действующей правовой базы на предмет устранение избыточных, дублирующихся или устаревших требований. Однако вместо него вступит в силу постановление Правительства от 23.12.2021 № 2425, которое введет обновленный список товаров, подлежащих обязательной сертификации;
- правовые акты, устанавливающие требование об обязательной оценке соответствия для отдельных типов продуктов. Например, к ним относится постановление Правительства от 25 июня 2009 г. N 532, утверждающее список средств связи, для которых предусмотрена обязательная проверка качества. Кстати, в связи с проектом регуляторной гильотины это постановление с 1 сентября 2022 года также будет заменено на постановление Правительства от 4 февраля 2022 г. N 113.
Товары, которые поименованы хотя бы одним из этих правовых актов, подлежат обязательной сертификации. Это значит, что изготавливать, продавать и совершать другие операции с ними без сертификационной документации запрещено: такие действия могут повлечь наступление серьезной ответственности, предусмотренной соответствующими разделами Кодекса об административных правонарушениях.
В дополнение к списку нормативных актов, регулирующих порядок организации сертификационных процедур в нашей стране, следует отметить Налоговый кодекс: он устанавливает правила, с учетом которых производится учет затрат на сертификацию, а также определяет размеры государственных пошлин в случаях, когда сертификация продуктов относится к категории государственных услуг.
Формы сертификации
Действующее законодательство ЕАЭС и Российской Федерации предполагает несколько форм подтверждения соответствия. Согласно статье 20 федерального закона № 184-ФЗ основными из них можно считать:
- сертификацию;
- декларирование.
Для некоторых категорий товаров может предусматриваться дополнительная форма подтверждения соответствия в виде государственной регистрации продукта с выдачей соответствующего свидетельства. Например, этот вариант применяется для детского питания, товаров, предназначенных для младенцев, и других категорий продуктов. Конкретная форма подтверждения соответствия для определенного товара определяется положениями того нормативного акта, который регулирует порядок сертификации этого вида продукции – например, технического регламента ЕАЭС или постановления № 982.
Все эти ситуации предполагают проведение оценки соответствия товаров: обязательная сертификация услуг в Российской Федерации отменена несколько лет назад. Вместо нее сейчас применяется механизм лицензирования, который подробно определен федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Но федеральный закон № 184-ФЗ оставляет производителям возможность пройти сертификацию услуг на добровольной основе: расходы на сертификацию услуг, разумеется, несет заявитель.
Порядок сертификации
Процедура сертификации может приобретать определенные нюансы в зависимости от формы подтверждения соответствия, применимой для конкретной категории товаров. Однако она имеет общий алгоритм, включающий следующие шаги.
- Заявитель обращается в аккредитованный сертификационный центр, имеющий право проводить процедуру оценки соответствия и внесенный в реестр Росаккредитации. С сотрудниками центра он обсуждает список нормативных актов, действие которых распространяется на его продукт, выбирает схему сертификации и составляет график работ, который утверждается договором, подписанным обеими сторонами.
- Заявитель передает сотрудникам сертификационного органа образцы товара для проведения необходимых испытаний, а также имеющуюся у него документацию, подтверждающую характеристики продукта.
- Сотрудники сертификационного органа на базе аккредитованной лаборатории организуют и проводят испытания, предусмотренные для действующей методикой, утвержденной на законодательном уровне. Для их проведения применяется измерительное оборудование, прошедшее необходимые поверки и калибровки. Результаты испытаний фиксируются протоколами установленного образца.
- Эксперты аккредитованного органа сопоставляют результаты, полученные при проведении испытаний, с нормативами качества и безопасности товара, утвержденными нормативным актом, действующим для этой категории продуктов. При совпадении этих параметров они принимают положительное решение о сертификации.
- Сотрудники аккредитованного органа оформляют сертификационный документ, подтверждающий соответствие товара установленным законодательством требованиям, и передают его заявителю.
- Эксперты аккредитованной сертификационной организации вносят сведения о выданном документ в Единый государственный реестр.
Этот реестр опубликован в открытом доступе на сайте Росаккредитации, чтобы любое заинтересованное лицо могло удостовериться в наличии у нужного товара действующей сертификационной документации.
Такой алгоритм применяется и при декларировании товара, и при сертификации, включая добровольную. Различие в процедуре оформления этих документов состоит в том, что сертификат всегда составляют сотрудники аккредитованного органа, а декларацию может заполнить и сам заявитель. Кроме этого, в некоторых ситуациях при подготовке декларации заявитель вправе самостоятельно проводить необходимые испытания, тогда как испытания, необходимые для оформления сертификата, всегда проводятся в условиях аккредитованной лаборатории. Но даже при условии самостоятельного проведения испытаний и заполнения декларации без услуг сертификационного органа заявителю не обойтись: аккредитованная организация обязана будет зарегистрировать декларацию и внести сведения о ней в Единый государственный реестр.
Расходы на сертификацию продукции
Работы, связанные с сертификацией, обычно выполняют коммерческие сертификационные центры, внесенные в реестр Росаккредитации. Стоимость их услуг на законодательном уровне не урегулирована: они вправе сами определять свою политику с учетом сложности необходимого испытательного оборудования, уровня квалификации экспертов, которых нужно привлечь для испытаний и оценки соответствия, сложности самого исследуемого продукта и других факторов. Чтобы точно рассчитать затраты на сертификацию продукции при каждой конкретной ситуации, придется обратиться к менеджерам организации для расчета сметы. В свою очередь, заявитель вправе выбирать из предложений, представленных на рынке, в том числе на основании подходящей цены – при условии, конечно, что предложившая ее организация имеет право проводить сертификацию товаров и внесена в реестр Росаккредитации.
Однако в некоторых случаях для получения необходимой сертификационной документации придется обращаться в государственные органы. Речь идет о ситуациях, когда техническим регламентом Евразийского экономического союза или другим нормативным актом предусмотрено подтверждение соответствия в форме государственной регистрации с выдачей соответствующего свидетельства. Организацией таких работ будет заниматься Роспотребнадзор. Здесь уже заявителю будет проще выполнить учет расходов на сертификацию: ведь стоимость услуг государственного органа определена на законодательном уровне. При таких обстоятельствах придется оплатить:
- государственную пошлину за оформление и выдачу свидетельства о государственной регистрации, ее размер составляет 5 тысяч рублей;
- стоимость работ по выполнению необходимых исследований и экспертиз, ее размер установлен приказом Роспотребнадзора от 17 сентября 2012 года N 907. Этот размер будет зависеть от состава исследуемого продукта, его типа и других факторов.
Налоговый и бухгалтерский учет расходов на сертификацию
Оптимальная организация бухгалтерского и налогового учета – задача любой организации; особенно это важно для небольших компаний. Что до расходов на сертификацию, то здесь для сближения бухгалтерского и налогового учета эксперты рекомендуют учитывать такие расходы единомоментно – сразу после окончания сертификационной процедуры и получения на руки подтверждающего документа. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 170 действующего Налогового кодекса эти расходы следует включить в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией товара - без учета НДС, подлежащего вычету. Дату учета таких расходов можно определить в соответствии с датой, зафиксированной в акте сдачи-приемки выполненных работ, подписанном исполнителем и заказчиком.
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на сертификацию в этой ситуации будет проще. Однако это – не единственный способ учета таких расходов. Кроме него, существуют следующие:
- предварительный учет расходов, связанных с процедурой оценки соответствия, в расходах будущих периодов и включение их в состав расходов по обычным видам работ на период, равный сроку действия полученной сертификационной документации;
- признание сертификационной документации нематериальным активом и включение расходов на ее получение в состав затрат на обычные виды работ посредством начисления амортизации. Такой вариант возможен, только если сертификационная документация отвечает критериям, зафиксированным в пункте 3 приказа Минфина от 27 декабря 2007 года N 153н.
Обычно финансирование расходов на сертификацию ложится на плечи самой организации: так она избегает возможных санкций за невыполнение требований законодательства, а также завоевывает дополнительную лояльность клиентов и получает маркетинговые инструменты для продвижения своего продукта.
Несколько лет назад российское правительство вводило меры, связанные с продвижением отдельных категорий товаров на внешних рынках. Например, постановлением Правительства РФ от 8 июля 2020 г. № 1007 предусматривалась компенсация расходов на сертификацию для представителей машиностроительной, химической, металлургической и других отраслей, а постановлением Правительства от 17 декабря 2016 года N 1388 – для производителей высокотехнологичных продуктов. Однако сейчас оба этих постановления отменены, и в условиях санкций принятие аналогичных мер в Правительстве считают несвоевременным.